Momento Mori.
Однажды, много лѣтъ назадъ, у одного уличнаго художника я купилъ небольшую картину, на которой былъ изображенъ кладбищенскiй сюжетъ, совершенно не вписывающiйся въ рамки нашего традицiоннаго представленiя объ этой темѣ, — фигура молодой красивой женщины въ длинномъ платьѣ, стоящая у одинокой могилы, вокругъ которой вовсю цвѣтетъ сирень и зеленѣетъ буйная листва.
А въ недалекомъ прошломъ все выглядело совсѣмъ иначе, когда тема кладбищъ считалась у насъ чѣмъ-то неудобнымъ, почти постыднымъ. Еще бы, ведь жизнь неслась только впередъ, а память какъ пережитокъ прошлого покидала насъ и возвращалась подчасъ только разъ въ годъ въ пасхальные выходные, когда наши граждане, вооружившись сельхозинвентаремъ, водкой, закуской и прихвативъ ничего не понимающихъ дѣтей, штурмовали рейсовые автобусы, курсировавшiе отъ городскихъ остановокъ до кладбищъ...
Когда я хочу побыть одинъ, я прихожу сюда, брожу по аллеямъ, смотрю на величественные склепы, покосившiеся памятники съ облѣзающей краской и старыми выцвѣтшiми фотографiи, и вижу, какъ природа заботливо укрываетъ ихъ всѣхъ: близкихъ, дорогихъ намъ людей и тѣхъ другихъ, кто когда-то жилъ, а теперь вотъ лежитъ рядомъ. Какъ звонко шумитъ iюльская листва надъ могилами, рѣзво летаютъ грацiозныя бабочки, буйно переливаются калейдоскопомъ красокъ цвѣты, и тогда особенно остро чувствуешь, какъ незамѣтно уходитъ страхъ смерти , уступая мѣсто свѣтлой печали объ ушедшемъ прошломъ и робкой надеждѣ на милосердное будущее...
Москва — Санктъ-Петербургъ. 2001 — 2020 гг.
Александръ Красоткинъ.